Лучшие методы отбора голов и хвостов самогона

Отбор голов, тела и хвостов самогона — основа основ перегонки. Без разделения на эти фракции брага останется брагой — “коктейлем” из спиртов, эфиров, других веществ и воды, с добавлением твердых частиц в виде остатков дрожжей и сырья. Каким образом вести отбор фракций и при каких температурах? Давайте разбираться.

Если очень кратко и доступно, то в 2023 году принято проводить отбор следующим образом:

  1. На аппарате колонного типа с дефлегматором или узлом отбора. Головы отбираются при достижении 84,8 градуса Цельсия в перегонном кубе. Происходит это покапельно в количестве 10% от абсолютного спирта в кубе или же 50 мл с каждого килограмма сахара в браге. После этого отбирается тело, а при достижении температуры в кубе 93,5 градуса Цельсия начинают капать хвосты. Их собирают в отдельную ёмкость и добавляют в будущую брагу при перегонке или же попросту выливают.
  2. На аппарате с сухопарником. Головы также отбираются покапельно, а температура может сильно варьироваться в зависимости от крепости спирта-сырца. Тело мы гоним то того момента, по крепость в струе не упадёт до 45% (попугай или мензурка в помощь). Всё, что после 45%, это хвосты.

Самогонный аппараты бывают разные. Если Вам посчастливилось купить самогонный аппарат (рекомендуем выбрать аппарат с ректификационной колонной марки Luxstahl 8m), то обязательно прочтите инструкцию и технические нюансы перегонки (они в обязательном порядке будут расписаны). Приемы работы с классическими дистилляторами и с колоннами (бражными, ректификационными) будут отличаться.

Мало знать, как выбрать самогонный аппарат, нужно еще правильно разобраться в его работе. Тем не менее, физика процесса дистилляции будет примерно одинаковой для всех дистилляторов, поэтому температуры отбора голов, тела и хвостов будут примерно одинаковы. Отличаться в зависимости от типа аппарата будет лишь порядок действий для достижения и поддержания нужных температур.

Если же вы планируете сделать самогонный аппарат своими руками (или уже сделали это), то методы отбора будут также зависеть от типа конструкции дистиллятора, однако небольшая “притирка” на практике все же потребуется. Инструкции-то к нему производитель не выдаст.

Объемы отбора голов и хвостов самогона — величины варьирующиеся. Если отбирать их по минимуму — пострадает качество, если по максимуму — количество итогового напитка. Опытным путем винокуры находят свои параметры.

Однако существует некая “золотая середина”, которую проверило уже множество поколений ценителей домашнего алкоголя. Ниже о ее значениях и поговорим.

Как отделить головы и хвосты в самогоне

Итак, головы и хвосты — это фракции дистиллята. В “головах” сконцентрированы метанол, эфиры, ацетон и прочие неприятные вещества. Называется фракция так потому, что ее температура кипения самая низкая, и они первыми начинают капать в приемную емкость.

Как отделить головы и хвосты в самогоне? Головы закипают при температуре около 65 градусов (65-68°С) на аппарате с сухопарником и 84,8 градусов на аппарате колонного типа. Соответственно, их отбор ведется при поддержании температуры на этом уровне. Обзаведитесь точным термометром, лучше, если он будет электронный. В случае с этой фракцией придерживайтесь правила: лучше отобрать лишнего, чем “пожадничать и рано приступить к отбору тела. Головная фракция значительно более ядовита, чем хвостовая.

Иногда при перегонке браги с получением спирта-сырца головы не отбирают совсем, поскольку не представляется возможным рассчитать необходимый объем для отбора. Однако мы все же рекомендуем отбирать хотя бы 50-100 мл, чтобы облегчить себе задачу при повторной перегонке. Там отбор голов уже будет вестись на основе расчетов по “абсолютному спирту” (подробнее об этом ниже).

Чтобы правильно отбирать головы и хвосты в самогоне, достаточно внимательно следить за температурой и поддерживать ее на нужном уровне, а также собирать жидкости в отдельные емкости. Помните, что при увеличении/уменьшении нагрева температура в системе стабилизируется не сразу, поэтому манипуляции с нагревом лучше проводить осторожно и понемногу.

Что же касается хвостов, то с ними все немного проще. Их приближение идентифицируют по крепости дистиллята на выходе или температуре в перегонном кубе. Рассмотрим все нюансы более подробно.

Все начинается с “головы”

Головы — это легкокипящая фракция эфиров, альдегидов, кетонов (ацетон) и метилового спирта. Все эти вещества кипят при температурах более низких, чем этиловый спирт, и являются в массе своей чрезвычайно ядовитыми.

Отбирают их следующим образом:

  1. Спирт-сырец держат на максимальном нагреве до появления первых капель на выходе из охладителя. Далее нагрев сводят к минимуму и, медленно увеличивая нагрев, выводят аппарат на рабочий режим.
  2. Головы отделяют медленно, покапельно (со скоростью 1-2 капли в секунду).
  3. Объем отделяемых “голов” определить можно по разным критериям:
  • по начальному содержанию сахара. Принято, что с одного килограмма сахара отбирают от 50 до 100 мл голов. При этом, если первая перегонка производится дробная, то это значение делят пополам (на две перегонки): в первой отбирают 30-50 мл, и во второй перегонке так же. Как узнать содержание сахара в браге? Перед внесением в сусло дрожжей измеряется сахаристость браги. Делается это при помощи виномера (сахаромера). Если брага сахарная, то с ней еще проще, ведь количество сахара (%) в этом случае можно рассчитать без специальных замеров. Приведем пример. Пусть у нас есть 10 л браги с процентным содержанием сахара 25%. 10*0,25=2,5 (кг) — в браге находится 2,5 кг сахара. Здесь мы принимаем условно, что 1 л браги имеет вес 1 кг, но погрешность этой условности очень незначительна.
  • по содержанию абсолютного спирта. Головы отбирают из расчета 8-15% от объема “абсолютного спирта”. Что это значит? После первой не дробной перегонки измеряется крепость полученного спирта-сырца и его объем. Пусть получено 5 литров сырца общей крепостью 65 градусов. 5*0,65=3,25 (л). То есть, в данном растворе этилового спирта (сырец) содержится 3,25 л чистого спирта (условно 100% крепости).
  • по запаху. Если обоняние Вас никогда не подводило, то можно ориентироваться на нюх. Головы имеют резкий, неприятный запах, а фракция тела (этанол) — мягкий, спиртовый. Если каплю дистиллята растереть между пальцами и принюхаться, то можно с более-менее хорошей точностью определить, головы это или уже пошло тело.
  • по температурным параметрам. В зависимости от аппарата цифры могут отличаться, поэтому и важно внимательно изучать инструкцию. Официальный производитель всегда прикладывает ее к своим изделиям, чего иногда нельзя сказать о третьих лицах. Поэтому при выборе дистиллятора посещайте в первую очередь сайты официальных производителей, где купить самогонный аппарат будет проще и приятнее. Тем не менее, температурные диапазоны отделения голов обозначить можно. Головы начинают испаряться при температуре от 65 до 68°C. Тело (этиловый спирт) — при температуре 78°C. Когда температура паров достигает 63°C необходимо уменьшать нагрев до минимума и плавно выводить температурный режим на 65-68°C. Когда отбор голов завершится (перестанет капать на выходе), температуру так же плавно доводят до начала отбора фракции теа (78°C). Само тело “выгоняют” до температуры около 85°C. Все цифры в конечном итоге будут зависеть от конструкции аппарата, и места расположения на нем термометра.

На видео рассмотрим отбор голов по жидкости на аппарате LUXSTAHL 6

А что с хвостами?

А хвосты начинаются тогда, когда крепость дистиллята в струе снижается до значения 45-35 градусов. Именно поэтому к концу отбора тела лучшим решением будет осуществлять сбор дистиллята не в основную емкость, а в небольшие баночки или пробирки.

Идеальным вариантом является устройство непрерывного контроля крепости “попугай”. Если перегонка первая, и собирается сырец, то прекращать отбор тела можно при падении крепости до 30 градусов в струе. При повторной перегонке тело прекращают отбирать обычно на 45-40 градусах.

Как быть, если нет спиртометра? Если спирт горит в ложке — это еще тело. Если уже не горит, то отбор тела прекращают.

Таким образом, хвосты отбирают по остаточной крепости от 45-40 градусов в струе до 20-15 градусов в струе. Хвосты можно использовать для укрепления новых порций браги. Однако чаще всего “сбор хвостов” не оправдывает энергетических и временных затрат, поэтому их можно просто не отбирать.

Читайте также

Как разбавить самогон водой

Необходимость разбавлять самогон водой присутствует при каждом акте творения этого напитка. И при первой, и при второй перегонке обычно получается “концентрат” солидной крепости, и чтобы довести его до нужных значений, приходится добавлять воду. Разбавление будет необходимо в двух случаях: доведение спирта-сырца до крепости 20 градусов перед второй перегонкой; доведение питьевой фракции до нужной крепости (обычно […]

Что такое головы и хвосты в самогоне и можно ли их пить

Даже начинающему самогонщику известно, что дистиллят при перегонке разделяется на три фракции, именуемые “головами”, “телом” и “хвостами”. Эта аксиома никак не зависит от рецептов самогона. И если с “телом” все вполне понятно — это и есть искомая питьевая фракция самогона. Но как быть с остальными двумя? Что такое головы и хвосты в самогоне, куда и […]

Смягчение (очистка) самогона фиалковым корнем от запаха и сивушных масел в домашних условиях

В деле самогоноварения для получения качественного чистого продукта умельцы идут на самые разные ухищрения. Кто-то знает, как выбрать самогонный аппарат, чтобы напиток на выходе был кристально чист, кто-то совершенствует схемы и чертежи, чтобы сделать самогонный аппарат своими руками. Но почти все винокуры используют различные методы дополнительной очистки дистиллята — как спирта-сырца, так и питьевого самогона. […]

Комментарии

  • Е.К.

    То есть от сырья и браги не зависит, какие будут температуры? Простите если глупость спрашиваю, но хочется уточнить. Я совсем новичок

    13:09 18.04.2018
    Ответить
    • Алкопроф

      Абсолютно не зависит. Физика здесь одна, этанол (при нормальных условиях) будет кипеть при одной и той же температуре, вне зависимости от того, из чего он получен

      15:23 20.04.2018
      Ответить
  • Салат

    Как то все заумно написано, но простым и понятным языком. Первак и последние капли всегда сливаются. Это очень просто понять даже для новичков, стоит только один раз согнать сэм.

    15:22 24.04.2018
    Ответить
  • Димон

    А если горит в ложке но очень слабо и синим то уже прекращать или гнать можно еще?

    16:19 30.06.2018
    Ответить
    • Алексей

      Ну горит же — можно еще гнать!

      14:58 02.07.2018
      Ответить
  • Панфилов Виталий Евгеньевич

    Стыдно признаться, но хвосты никогда не умел отбирать! И даже не слышал про то, чтобы горением проверять! Теперь только так и делаю, и никогда не ошибаюсь, а то слишком много у меня тела вместе с хвостами уходило, я так перестраховывался! А теперь и выход у меня больше, и крепость хорошая!

    22:25 13.08.2018
    Ответить
    • Иван

      При наличии дефлегматора и автоматики хвосты не пройдут

      14:03 30.10.2022
      Ответить
  • михаил евгеньевич

    да.надо подумать!

    00:44 15.08.2018
    Ответить
    • в.а.

      чего тут думать? Наливай, да пей

      12:29 10.07.2021
      Ответить
  • ЮРИЙ

    А Почему Температура Кипения Голов 65, 68 градусов. это температура кипения при нормальном атмосферном давлении каждый школьник знает, а в кубе давление кто нибудь замерял.

    23:42 14.11.2019
    Ответить
    • Саша

      Никто не замерял, вы первый догадались.

      23:05 09.08.2020
      Ответить
    • Виктор

      если в кубе будет давление он рванет…

      11:58 17.01.2022
      Ответить
  • Олег

    Обычно тело самогона течет струйкой. Как только струя прерывается и начинает капать — пошли хвосты.

    14:53 14.12.2019
    Ответить
    • Аноним

      Кстати, хвосты имеют крепость около 20 градусов. Не стоит их выливать. Перегоняйте их повторно со следующей порцией браги.

      15:08 14.12.2019
      Ответить
      • Иван

        Нет тут хвостов деф их не пустит если в кубе больше 93 не поднимать

        11:07 10.11.2023
        Ответить
  • Михаил

    Я считаю, что хвосты вообще нет смысла отбирать т. к с каждым разом их концентрация будет выше и выше. Я отбирают поt в кубе.

    09:48 10.02.2020
    Ответить
    • Виталий

      Да, на здоровье не экономят. Это вы верно подметили.

      19:22 28.09.2022
      Ответить
    • Андрей

      Зависит от аппарата. У меня в двух сухопарниках скапливается литр масел, соответственно хвосты стали чище и их можно снова перегонять

      12:09 20.08.2023
      Ответить
  • Вася

    Про уксусные альдегиды забыли! Кипение 77.6

    22:50 19.04.2020
    Ответить
    • Виталий

      Это в чистом виде, а когда в спирте-сырце всё перемешано, то там не разберешься, что при какой температуре кипит…

      19:23 28.09.2022
      Ответить
  • Олег

    Уточните, температура в кубе или колонне?

    11:43 28.04.2020
    Ответить
  • Михаил

    Куб же не герметичный, откуда там большое давление возьмётся?

    10:01 12.05.2020
    Ответить
  • Sergio

    Перегоняю спирт сырец на калонге с дефлегматором . Отбираю тело 92градуса температура в калонге 78, потом крепость падаете до 80 и держится так до последнего. Как только начинает температура хоть чуть чуть меняться регулирую дефлегматором опять на78 , крепость Самагонный так и не меняется держится на 80ти . Так в какой момент отбирать хвосты?

    23:52 03.06.2020
    Ответить
    • Алкопроф

      Хвосты отбирать после того, как крепость в отборе упадет до 40 градусов. Она в любом случае упадет, если Вы перегоняете сырец (а его разбавляют водой перед перегонкой до 20 градусов). В баке будет все меньше спирта и все больше воды в процентном соотношении.

      21:19 07.06.2020
      Ответить
      • Sergio

        Да,но меня смущает что температура в баке достигает примерно 98градусов а крепость напитка всё держится и потом ну как то очень резко начинает падать.
        С 12литров сс 25 градусов получается грам 150 хвостов. Не маловато? Или дафлегматор на столько хорошо всё отсекает?

        08:16 08.06.2020
        Ответить
        • Алкопроф

          Судя по описанию ситуации в продукт идут хвосты. На выходе внешний вид фракции «тела» какой? По идее, если туда идут хвостовые примеси в большом количестве, фракция должна быть мутноватой

          12:35 09.06.2020
          Ответить
          • Александр

            Я не профи, но все хвосты прозрачные, гоню до нуля. Мутными становятся если охлаждение недостаточно холодные.

            15:00 03.07.2022
        • Саша

          Можно прикидывать приблизительную стадию перегона по температуре в кубе.

          Температура Содержание Содержание
          кубовой спирта спирта
          жидкости в кубе в отборе
          (‘С) (% об) (% об)

          88 21,9 68,9
          89 19,1 66,7
          90 16,5 64,1
          91 14,3 61,3
          92 12,2 57,9
          93 10,2 53,6
          94 8,5 49,0
          95 6,9 43,6
          96 5,3 36,8
          97 3,9 29,5
          98 2,5 20,7
          99 1,2 10,8
          100 0,0 0,0

          23:12 09.08.2020
          Ответить
        • Анатолий

          Так и будет, ведь вы постоянно удерживаете температуру на верху колонны дефлегматором в районе 78.5° и просто не даёте хвостам туда проникать и они опять стекают в куб, так можно отжать почти весь спирт.

          09:59 03.02.2021
          Ответить
        • Анатолий

          Ещё можно добавить то, что изоамил при 92° в кубе уже испаряется и при 80% спирта в отборе он туда будет проникать в каких-то количествах, как и изопропил, а при превышении температуры вверху колонны 82,5° изопропил уже конкретно пойдёт в отбор. Поэтому чем выше спиртуозность укрепляемого продукта, том меньше хвостовых фракций попадает в отбор и ниже скорость отбора.

          10:06 03.02.2021
          Ответить
          • Аноним

            А что скажет наука если перегонять под вакуумом? Кипение происходит при 70 градусах.

            15:04 03.07.2022
        • Юрий

          при второй перегонке, если гоните на колонне, то берите тело до температуры 94-95 градусов в баке. При этом температура вверху колонны не должна быть выше, чем в начале отбора

          09:37 12.11.2021
          Ответить
    • Иван

      Если. После дефа держать 78 то при температуре в кубе 92-93 капать будет все меньше,а если. Автоматику оставить на уставке 93 в кубе и 78 после дефа то утром в кубе будет 93 а после дефа температура окружающей среды,т.к. все что имеет температуру 78 из куба вышло хвосты выдоились,

      14:12 30.10.2022
      Ответить
  • Sergio

    Продукт прозрачный как слеза

    13:34 09.06.2020
    Ответить
  • Sergio

    В данный момент прекращаюсь отбор тела когда в колонне температура 85. Ну а крепость продукта как была при начале отбора так и держится. Единственное скорость отбора становится меньше

    13:43 09.06.2020
    Ответить
    • Костя

      На колонне никакого отбора хвостов по падению крепости не получится, укрепление же дикое.

      Я гоню по температуре -78 наверху держится до ~96 в кубе, потом начинает расти. На этом я тело больше не беру, остальное воняет хвостом.

      01:48 30.06.2020
      Ответить
      • Пох

        Похоже самый отличный коммент на эту тему, в мане к аппарату рекомендовали до 93 в кубе(тут реально зависит от аппарата и давления), в итоге последняя ёмкость полухвлсты(но это с учётом того что собираю их и в следующий перегон добавляю, может с чистого сырца и норм до 93 было бы ). У меня колонна с СпН, 90см, весь процесс отбора тела температура стабильная, в районе 77,7-77,8 , нет смысла гнаться за колличеством, как только ползти начнет, стоит перейти к хвостам.

        22:20 10.07.2020
        Ответить
  • Саша

    — Первый перегон (браги) чаще ведут до 5-6%. Делают его максимально быстро, без отбора голов и т.п. Не стоит варить дрожжи часами, при длительной варке с них всё больше и больше лезут всякие потроха в спирт. Поэтому рекомендуют осветлять брагу перед первым перегоном, так можно избавиться от огромной части дрожжей в ней.
    — По-хорошему, на отбор «голов» берут 5% + 5-10% «подголовников» от абсолютного спирта (АС). Всё это сильно зависит от качества сырья, дрожжей и браги в целом. «Головы» идут на выброс! Не на следующий перегон и не на употребление. НА ВЫБРОС! Сразу. По поводу «подголовников» — тут нужно смотреть. Если норм — то в следующий перегон (чтобы выжать их них нормальный спирт). Но НЕ в продукт!
    — Отбор «чистого тела» идёт до 60% в струе — это если хотите качества.
    — Отбор «тяжелого тела / предхвостий» идёт с 60% до 50-45%. Это отправляют на следующий перегон, сливая со следующим спиртом-сырцом (СС). Для количества — отбирают в готовый продукт всё после «голов» и до 40%.
    — Всё, что после 50-45% — «хвосты», их тоже отправляют на следующий перегон.
    — Второй перегон не стоит продолжать после 45% — для качества. Для количества — гонят хоть до 5% (дальше смысла нет, т.к. потратите время и электричество, а получите всего чуть).

    Чем больше вы жлобитесь и пытаетесь взять чуть больше — тем хуже будет результат.

    00:18 10.08.2020
    Ответить
  • Ильнар

    У меня так же Фаворит показывает, как я понял, нижний термометр обманывает примерно на 4-5 градусов при больших температурах, я на грел до 102,и пошло на уменьшение спирта, так что проверяй спирт спиртометром до 40 градусов и будет норм))

    21:01 03.09.2020
    Ответить
  • Владимир

    Товарищи!
    Отбирал головы 10%АС на температуре 77 в колонне
    Критично, не?

    17:57 10.10.2020
    Ответить
  • Аркаша Пермский

    У Меня колонна 90 см с дефлегматором, при втором гоне капать начинает с 75 градусов, не раньше. Как быть?

    22:28 16.10.2020
    Ответить
    • Алкопроф

      Отбираете ли головы при перегонке браги, и если да, то в каком объеме?

      11:21 21.10.2020
      Ответить
  • Виталий

    Добрый день меня зовут Виталий , при первом перегоне не отбирал головы и хвосты , получилось 42 литра 50 гадусного продукта из белого вина ! Во время второго перегона сколько нужно вылить голов из 42 литров продукта 50градусов ?
    Стоит ли между перегонами очищать молоком ?

    18:05 29.10.2020
    Ответить
    • Алкопроф

      В таком объеме сырца, исходя из расчетов по описанной формуле, содержится 21 л «абсолютного спирта». Головы — это 8-15% от этого объема, т.е. отобрать нужно будет в сумме 1,68-3,15 л голов. При отборе ориентируйтесь также по запаху дистиллята. Молоком очищать не обязательно, если используется хороший аппарат.

      10:29 30.10.2020
      Ответить
  • Виталий

    Аппарат простой но добротный, 1 сухопарник , нагреваю на глаз ориентируюсь по скорости капания готового продукта !
    Как вы считаете стоит ли разбавлять до 20 градусов сырец или оставить 50 градусный ,а после перегона разбавить фильтрованной водой до нужной крепости ?

    11:45 01.11.2020
    Ответить
    • Алкопроф

      Сырец стоит разбавить до крепости 20 градусов. Во-первых, так безопаснее. Чем выше крепость спирта, тем выше вероятность воспламенения при нагревании. Во-вторых, при крепости 18-20 градусов физические связи молекул этанола с молекулами воды ослабевают, поэтому разделение происходит легче

      13:42 04.11.2020
      Ответить
  • Аноним

    Если так называемый первая получается 80° это хорошо?

    18:37 22.12.2020
    Ответить
    • Алкопроф

      Имеется в виду «первак»? Головы? Обычно их крепость находится в районе 90 градусов. 80 — маловато, на каком аппарате осуществляете перегонку?

      11:05 28.12.2020
      Ответить
  • Николай

    Не совсем понятно зачем и как держать температуру СС при отборе голов. При нагреве СС в кубе до 68гр начнётся испарение голов. Необходимо температуру нагрева убавить до минимума., чтобы аккуратно убрать головы без этанола. Далее по мере испарения лёгкой фракции, температура СС в кубе будет рости, что говорит об окончании испарении голов и переход к этанолу. То есть плотность СС в кубе повысится. Тут можно темп. нагрева прибавить. Разве не так?

    13:57 21.03.2021
    Ответить
    • Виталий

      Всё практически так, только понятие головы — дело растяжимое. Нельзя выпарить чисто головы, а этанол оставить в покое (вперемешку у всех соединений температура отличается). Поэтому нужно просто отобрать 10% от абсолютного спирта и этого будет плюс минус достаточно.
      На 68 у вас уже капают головы?) Не знаааю)

      19:26 28.09.2022
      Ответить
  • Артём

    Перегнал сырец второй перегон кой вышел чистый продукт. Разбавлял водой он помутнел, Перегнал третий раз головы и хвосты отбирали и в третьем перегоне. Выходит чистый разбовляю до 40 градусов мутнее снова. В чем причина?

    21:06 30.06.2021
    Ответить
    • эдуард

      нужно «разбовляиь’ чистую фильтрованную воду (я беру бутилированную) самогоном, а не наоборот. только так. вливать спирт в воду.

      21:06 03.08.2021
      Ответить
  • Игорь

    Попробуй разбавлять до 42-44%,
    Муть не должна появиться

    12:06 26.10.2021
    Ответить
  • Александр

    6 фляжек по 6л оставшихся хвостов. КАк перегнать? Как вы

    11:47 15.01.2022
    Ответить
    • Виталий

      Я бы их постепенно добавлял в брагу и перегонял вместе с новыми партиями. Если перегнать всё за один раз, то опять придётся много чего отсекать. А так тяжелые фракции будут оставаться в кубе после первого погона.

      19:24 28.09.2022
      Ответить
  • Александр

    Как присоветуете?

    11:48 15.01.2022
    Ответить

Adblock
detector